Семья Алёны и Толи Лохмановых
Семья Алёны и Толи Лохмановых
Наташа и Алексей Лохмановы достаточно рано стали родителями — сын Толя родился, когда им было всего по 20 лет. И, конечно же, они мечтали о том, какой яркой, длинной и интересной будет жизнь и у них, и у Толи, как они будут путешествовать и знакомиться сына с этим прекрасным миром. Но судьба распорядилась иначе: мальчику в годовалом возрасте был поставлен диагноз ДЦП и обнаружились другие серьезные проблемы со здоровьем. Пришлось мобилизовать все свои силы и начать борьбу за его здоровье. Наташа называет свою жизнь того периода «больнично-командировочной», 3–4 раза в год она по совету врачей ложилась с сыном в больницы, чтобы он мог проходить курсы реабилитации. К сожалению, оптимальное для лечения время было упущено: самый эффективный период воздействия, при котором возможно улучшение здоровья при ДЦП, это первые месяцы после рождения. А Толе диагноз был поставлен только в год.
Когда Толя был маленьким (а родился он в 1999 году), было еще очень сложно найти нужную информацию об организациях, где ему могли бы помочь учиться и адаптироваться к тем проблемам, которые у него есть.
Но родители не унывали, они любили Толю таким, какой он есть, делали все для того, чтобы ему было хорошо, и мечтали о том, чтобы у него появилась сестричка или братик.
И мечта сбылась: когда Толе было 9 лет, родилась Алена. Благодаря ей у всей семьи появилось много простых радостей, которые приносят с собой здоровые и спокойные дети (а девочка была именно такой). Однако чем дальше, тем больше появлялось оснований для тревоги. Наблюдая за Аленой, Наташа понимала, что с девочкой что-то не так, но сформулировать, что именно, было сложно. Врачи подозревали задержку развития (Алена поздно села и поползла, и даже после года с трудом вставала на ножки). Когда стали искать причину задержки, то обнаружился синдром Ретта — редкое генетическое заболевание, которым страдают в основном девочки. Диагноз подтвердился в 2010 году, после чего врачи отпустили семью в дальнейшую жизнь безо всякой поддержки. Наташа вспоминает, что тот день, когда они вернулись от врача и были с Алёной дома одни, она серьезно думала о том, стоит ли ей оставаться в этой жизни. Забыть ощущения этого периода Наташа не может, по ее словам, окружающий мир тогда казался ей раскаленной ватной субстанцией и при этом не имел отношения к ней и ее детям, они были отдельно от него.
Когда стресс и отчаяние не то чтобы уменьшились, но стали привычными, и появилась способность мыслить логически, Наташа начала искать информацию об этом заболевании и о семьях, в которых есть такие же девочки. Даже простой телефонный разговор с мамой, у которой дочка тоже родилась с синдромом Ретта, дал Наташе почувствовать огромную поддержку – она с Аленой больше не была одна на целом свете.
Потом появился чат родителей детей с таким же диагнозом, это было очень важным, знать, что таких семей много, и они живут, у них есть накопленный опыт. Появилась поддержка, потому что можно было спросить о том, чего ты не знаешь. Стало не так страшно. Потом нашлась Ассоциация синдрома Ретта, которая активно поддерживала семьи, проводила конгрессы с участием иностранных специалистов, у которых был большой опыт и знания специфики синдрома Ретта, там были даже специальные центры, специализировавшиеся на лечении и поддержке девочек с этим синдромом. В России ни специалистов, ни специальных центров не было.
Жизнь семьи, где оба ребенка — колясочники сложно описать, потому что она наполнена очень большим количеством ежедневных героических усилий по реабилитации и развитию детей.
Когда Алена немного подросла, она начала посещать занятия в Центре лечебной педагогики (ЦЛП), где наконец-то нашлись специалисты, которые знали, как заниматься с такими детьми и понимали причины её состояния, могли поддержать семью и дать важные советы. Когда Алёне бывало плохо, она просто лежала на диванчике рядом с другими. А когда ей становилось лучше, подключалась к занятию. Так она получила ценный опыт социализации.
В ЦЛП уделяли внимание не только детям, но и родителям. Пока ребята занимались, для родителей были организованы лекции нейропсихолога. И именно там случилось событие огромной важности: родители перезнакомились, стали регулярно общаться, и поняли, что у них общие интересы. Так, с родительской группы в ЦЛП зародилось сначала сообщество семей, а потом Ассоциация семей в поддержку людей с особенностями развития «Краски этого мира».
Наташа признается, что не представляет своей жизни без «Красок» — это самый главный поддерживающий ресурс для нее. «Я совершенно точно знаю, что я не одна, что в Красках всегда получу поддержку в сложный момент, — рассказывает Наташа. — И сама с большой радостью поддержу тех, кому нужна помощь. Считаю, то, что мы есть друг у друга — фантастическое везение! Очень жаль тех особых родителей, которые одни вынуждены справляться с большим количеством трудностей».
Жизнь продолжалась, дети росли, справляться с уходом за ребятами становилось все сложнее. И тут на помощь пришли родители Алексея, они перебрались в Москву и взяли на себя большую часть забот о Толе. Сейчас Толик и Алена оба повзрослели. Они хорошо понимают и любят друг друга.
Толя живет с бабушкой и дедушкой. К сожалению, сейчас он довольно одинок: в мастерской, которую он посещал раньше, ему стало некомфортно, поэтому занятия пришлось прекратить. Родители Толи решили обратиться к специалистам Центра Лечебной Педагогики с просьбой о помощи найти для Толи занятие по возрасту, которое его заинтересует. Толика приняли на занятия фонда "Жизненный путь" для молодых взрослых. По воскресеньям Толя ездит на ВДНХ, где проводит несколько часов в компании таких же молодых людей. Они вместе готовят, слушают музыку и занимаются другими интересными делами.
Алёна ходит в школу с другими «красочными» ребятами, её неделя полностью занята, скучать точно некогда. Временами у нее бывает не очень хорошее состояние, тогда она быстро утомляется и нуждается в отдыхе, поэтому иногда пропускает занятия. Но без друзей уже никуда! Активный образ жизни, общение с друзьями, интересные события — это то, без чего Алёне и всем ее друзьям уже сложно обойтись.
В школе у Алены главный предмет — коммуникация, потому что только развивая навыки коммуникации можно рассчитывать на то, что неговорящая и не владеющая своим телом Алёна, сможет объяснить, что она хочет, и её поймут. Алёна освоила простые карточки, которые вошли в ежедневный быт. Теперь ее цель так же хорошо освоить общение при помощи компьютера. Алена уже научилась взглядом попадать в цели на экране. Это очень здорово, потому что это залог для дальнейшего продвижения в обучении программам управления взглядом. Чтобы Алена могла чаще практиковаться, ей нужен хороший планшет и крепления на коляску для этого планшета. Тогда Алена легко сможет возить его с собой. Ведь чтобы закрепить навыки, нужно, чтобы в разных местах, где бывает человек, он мог тренироваться и делать это с разными людьми. Для этого очень важно научить этим методам нянь и сопровождающих Алены. Будет больше возможности для практики.
Няни и сопровождающие — очень ценные люди в жизни семьи. Алёне они дают независимость от родителей и свою жизнь. Уехать из дома без мамы нормально для подростка, и очень даже желаемо. Благодаря сопровождающим Алена вполне это может сделать. Это очень здорово. Для мамы очень важно остаться собой - быть женщиной, мамой, иметь возможность любить своего ребёнка, а не утонуть в ролях сиделки, няни, медсестры и сопровождающей в одном лице. В периоды, когда у Алены нет сопровождающих справляться очень не просто.
Что касается Толи, то он, хоть и может ходить с поддержкой на короткие расстояния, например, по квартире, но совсем недолго. Серьезные ортопедические деформации не позволяют ему ходить ровно и безболезненно более длительное время. Поэтому для Толи важно иметь удобную коляску, чтобы было удобно сидеть во время прогулок и занятий.