Блог
2 октября 2024
Слабые мышцы и сильные чувства:
история Тимура Аймалетдинова
Слабые мышцы
и сильные чувства:
история Тимура Аймалетдинова
Тимур Аймалетдинов
Каждый год 6 октября отмечается Всемирный день ДЦП, детского церебрального паралича. В этот день принято рассказывать об успехах реабилитации, о новых методиках лечения и улучшения качества жизни людей с ДЦП. У подопечных ассоциации «Краски этого мира» с этим диагнозом — особый путь.

Мы предлагаем посмотреть на проблему с другой стороны и хотим рассказать о том, как родители отказываются от курсовой реабилитации детей с детским церебральным параличом, когда он — лишь часть комплексных нарушений развития.

У большинства подопечных ассоциации «Краски этого мира» есть диагноз ДЦП. Однако, подход родителей к их реабилитации часто отличается от курса «поставить на ноги любой ценой», потому что у «красочных» ребят ДЦП — лишь одно из тяжелых множественных нарушений развития (ТМНР).
В первые годы жизни ребенка с ТМНР родители хватаются за любую возможность, пробуют все известные методики, которые могли бы помочь малышу перевернуться, сесть, поползти, встать на ноги. Но другие диагнозы, помимо ДЦП, мешают идти намеченным путем.

Наступает фрустрация от того, что результаты не оправдывают ожиданий. Временные улучшения воодушевляют, но в сочетании ДЦП с остальными нарушениями часто происходит «откат», или реабилитация изначально не дает ожидаемых результатов.

Рано или поздно родители задумываются о том, что в случае с ребенком с ТМНР зачастую гораздо важнее не тратить все свое время на лечебную физкультуру, а наладить коммуникацию и научиться понимать человека, который не может рассказать словами о своем состоянии.

Становится очевидным, что «букет» диагнозов не позволит ребенку с ТМНР уверенно сесть, пойти своими ногами или себя обслуживать, а возможность общаться в семье и школьном коллективе и сообщать о своих потребностях существенно облегчит жизнь детей с ТМНР и поможет правильно за ними ухаживать.

И тогда всевозможных интенсивных курсов лечения и реабилитации в жизни семьи становится меньше, остаются поддерживающие занятия. Они помогают избежать вторичных осложнений, которые неизбежно развиваются у тех, кто не в состоянии в полной мере использовать свое тело.

Опыт показывает, что далеко не всегда навыки, с трудом освоенные во время курсов интенсивной реабилитации, впоследствии применяются в реальной жизни. И у повзрослевших ребят из ассоциации «Краски этого мира» приоритеты сдвигаются в сторону коммуникации. Хороший пример такого выбора — история одного из самых взрослых подопечных «Красок» — Тимура Аймалетдинова.

Тимуру уже 21 год, он старше большинства подопечных «Красок этого мира». У него такая форма ДЦП, при которой мышцы очень слабо сокращаются, и человеку для совершения любого движения требуется очень большое усилие. Тимур — легкий как перышко юноша, которого в прямом смысле носят на руках. Он вырос в отличной компании, и за время пребывания в «Красках этого мира» многому научился. Мама Тимура — Настя — преподаватель-дефектолог в школе, где учатся ребята из ассоциации, а дома — любящая и заботливая мама взрослого сына с паллиативным статусом и его младшей сестренки — Оли.
Первые годы жизни и первые испытания

Раньше у мамы Насти была ответственная и сложная, но очень интересная профессия — следователь. Когда родился Тимур, ей пришлось в одиночку справляться с новой реальностью. У новорожденного сына, который появился на свет раньше времени, была расщелина твёрдого и мягкого неба и, соответственно, проблемы с кормлением. А еще — «букет» диагнозов, которые могли бы подкосить любого родителя: органическое поражение ЦНС, микроцефалия и атонически-астатический синдром, та самая форма ДЦП со сниженным мышечным тонусом.

В поликлинике Тимуру делали массажи, которые показаны при таком диагнозе. Но в 7 месяцев у ребенка случился первый приступ эпилепсии, и, как говорит мама Настя, «понеслось». О работе в то время пришлось забыть. На подбор терапии и реабилитацию мальчика ушли годы. Впрочем, реабилитация по основному заболеванию, ДЦП, долго была невозможна: она могла вызвать эпиприступы. На новые массажи решились только через год. Но они мало помогали. Кроме того, Тимур выдержал 4 операции на небе и губе. Мама кормила его из шприца, пока не нашла специальную бутылочку, которая стала основным инструментом кормления и используется до сих пор: Тимур не жует и не глотает твердую пищу и продолжает быть на специальном питании.
В раннем детстве мальчик месяцами лежал в больнице, а когда терапию от эпилепсии, наконец, подобрали, Настя стала искать развивающие занятия для паллиативных детей. Так семья из мамы и сына попала в Центр лечебной педагогики (ЦЛП). Там же с Тимуром начали заниматься по методу Фельденкрайза, который людям с ДЦП помогает через мозг осваивать и усиливать двигательную активность, то есть буквально возвращает связь тела с мозгом. Благодаря этим занятиям Тимур, наконец, смог сесть и поползти. И одновременно в ЦЛП он нагонял все, что было недоступно в период больниц и приступов эпилепсии. Настя рассказывает:

«Для нас этот было отличное время. Тима всех там очень любил и его очень любили. Я ушла с работы, отучилась на дефектолога, и через какое-то время мы встретились с Настей Хандажинской (сооснователь и директор ассоциации «Краски этого мира» — прим. автора)».

Так Тимур и мама Настя стали частью «Красок этого мира» и вместе пошли в школу. Настя — как педагог, Тимур — как ученик. В школе мальчик продолжал заниматься по методу Фельденкрайза, полюбил музыку и общение со своей первой сопровождающей Сашей. С ней сложились особенно трепетные и доверительные отношения.


Тимур и Саша — история о настоящей дружбе

Саша на момент знакомства с Тимуром училась на третьем курсе факультета клинической и специальной психологии и решила поменять подработки няней на серьезную работу с детьми с особыми образовательными потребностями. Прошла собеседование в «Красках этого мира», и ей предложили быть сопровождающей самого старшего ребенка в коллективе. Ему было 15 лет, и Саша немного опасалась:

«Я представляла взрослого усатого парня и не была уверена, что мне будет легко. Пришла в назначенный день, села на урок к логопеду Регине наблюдать. Вдруг распахнулась дверь, Настя (мама Тимура — прим. автора) внесла на руках длинноволосого мальчика и посадила на стул. Регина сказала, что это Тимур.

Я подошла к нему, стала знакомиться. Помню, мы сидели потом на полу и играли в игрушки. Я несколько раз сопровождала его в школе. Мы ходили на музыку, на керамику, на валялки».


Через некоторое время Настя пригласила сопровождающую к Тимуру домой. И Саша стала ездить к своему подопечному. Она привозила с собой игрушки, музыкальные инструменты, кнопки и реализовывала всё, что читала в книжках по лечебной педагогике. Саша вспоминает:

«У нас с Тимой завязались глубокие, доверительные отношения. Мы стали скорее друзьями, точно не педагогом и учеником, но это и не было учёбой, я была компаньоном. У нас с Тимой есть свои игры, честно говоря, я в них ни с кем больше не играю. Мы их сами придумали в процессе нашего общения. Тима их узнаёт и может инициировать. Он может пользоваться кнопками и понимает изображения на карточках, но он очень любит звуки, поэтому звучащие кнопки предпочитает карточкам. А еще Тимур очень ярко вокализирует и звучит разными интонациями в зависимости от того, какие чувства испытывает.
В раннем детстве мальчик месяцами лежал в больнице, а когда терапию от эпилепсии, наконец, подобрали, Настя стала искать развивающие занятия для паллиативных детей. Так семья из мамы и сына попала в Центр лечебной педагогики (ЦЛП). Там же с Тимуром начали заниматься по методу Фельденкрайза, который людям с ДЦП помогает через мозг осваивать и усиливать двигательную активность, то есть буквально возвращает связь тела с мозгом. Благодаря этим занятиям Тимур, наконец, смог сесть и поползти. И одновременно в ЦЛП он нагонял все, что было недоступно в период больниц и приступов эпилепсии. Настя рассказывает:

«Для нас этот было отличное время. Тима всех там очень любил и его очень любили. Я ушла с работы, отучилась на дефектолога, и через какое-то время мы встретились с Настей Хандажинской (сооснователь и директор ассоциации «Краски этого мира» — прим. автора)».

Так Тимур и мама Настя стали частью «Красок этого мира» и вместе пошли в школу. Настя — как педагог, Тимур — как ученик. В школе мальчик продолжал заниматься по методу Фельденкрайза, полюбил музыку и общение со своей первой сопровождающей Сашей. С ней сложились особенно трепетные и доверительные отношения.


Тимур и Саша —
история о настоящей дружбе


Саша на момент знакомства с Тимуром училась на третьем курсе факультета клинической и специальной психологии и решила поменять подработки няней на серьезную работу с детьми с особыми образовательными потребностями. Прошла собеседование в «Красках этого мира», и ей предложили быть сопровождающей самого старшего ребенка в коллективе. Ему было 15 лет, и Саша немного опасалась:

«Я представляла взрослого усатого парня и не была уверена, что мне будет легко. Пришла в назначенный день, села на урок к логопеду Регине наблюдать. Вдруг распахнулась дверь, Настя (мама Тимура — прим. автора) внесла на руках длинноволосого мальчика и посадила на стул. Регина сказала, что это Тимур.

Я подошла к нему, стала знакомиться. Помню, мы сидели потом на полу и играли в игрушки. Я несколько раз сопровождала его в школе. Мы ходили на музыку, на керамику, на валялки».


Через некоторое время Настя пригласила сопровождающую к Тимуру домой. И Саша стала ездить к своему подопечному. Она привозила с собой игрушки, музыкальные инструменты, кнопки и реализовывала всё, что читала в книжках по лечебной педагогике. Саша вспоминает:

«У нас с Тимой завязались глубокие, доверительные отношения. Мы стали скорее друзьями, точно не педагогом и учеником, но это и не было учёбой, я была компаньоном. У нас с Тимой есть свои игры, честно говоря, я в них ни с кем больше не играю. Мы их сами придумали в процессе нашего общения. Тима их узнаёт и может инициировать. Он может пользоваться кнопками и понимает изображения на карточках, но он очень любит звуки, поэтому звучащие кнопки предпочитает карточкам. А еще Тимур очень ярко вокализирует и звучит разными интонациями в зависимости от того, какие чувства испытывает.
Как Тимур привыкал к младшей сестренке

Проверка на прочность и то самое «испытание чувств» случилось, когда родилась младшая сестренка Тимура Оля. Для нежного и привязанного к маме мальчика это стало настоящим стрессом: полностью зависимому от родителя ребенку было почти невыносимо осознавать, что мамы в его жизни стало меньше, и теперь она «распыляется» на двоих, много времени уделяет младенцу. Тимур демонстрировал свои чувства и любимой Саше.

«Помню, в момент нашего плотного общения, я стала играть с его маленькой сестрой, сидя на его же диване. Он медленно тянулся к моей руке и укусил меня. Тима так не делает обычно. Это было проявление ревности. Я очень хорошо заметила этот момент. Он выразил свою эмоцию доступным способом», — вспоминает Саша.

И этот кризис Тимуру и его семье удалось преодолеть. Сегодня Оле 7 лет, она души не чает в брате, и это взаимно! Мама Настя нашла ресурс на всех своих детей и продолжает заботиться о Тимуре. А Оля в прошлом году стала первоклашкой к всеобщей радости.
Как Тимур привыкал к младшей сестренке

Проверка на прочность и то самое «испытание чувств» случилось, когда родилась младшая сестренка Тимура Оля. Для нежного и привязанного к маме мальчика это стало настоящим стрессом: полностью зависимому от родителя ребенку было почти невыносимо осознавать, что мамы в его жизни стало меньше, и теперь она «распыляется» на двоих, много времени уделяет младенцу. Тимур демонстрировал свои чувства и любимой Саше.

«Помню, в момент нашего плотного общения, я стала играть с его маленькой сестрой, сидя на его же диване. Он медленно тянулся к моей руке и укусил меня. Тима так не делает обычно. Это было проявление ревности. Я очень хорошо заметила этот момент. Он выразил свою эмоцию доступным способом», — вспоминает Саша.

И этот кризис Тимуру и его семье удалось преодолеть. Сегодня Оле 7 лет, она души не чает в брате, и это взаимно! Мама Настя нашла ресурс на всех своих детей и продолжает заботиться о Тимуре. А Оля в прошлом году стала первоклашкой к всеобщей радости.
Тимур сегодня

С возрастом у Тимура стал еще больше слабеть иммунитет, поэтому выездных занятий теперь меньше. Юноша много времени проводит дома, так как выезжать с ним небезопасно. Однако, иногда мама Настя организует встречи с любимыми «Красками», и когда Тимур появляется, например, в «красочном» интегративном клубе в Московском зоопарке, ему дети, родители и педагоги очень радуются.

Повзрослевший Тимур постепенно потерял многие двигательные навыки (это довольно частая история для ребят с ТМНР) однако, сумел сохранить способность обниматься. Мальчик обрел расширенную любящую семью и безопасное пространство для жизни в окружении самых близких, с которыми удалось выстроить глубокие, не формальные отношения.

У любимой сопровождающей Саши прибавилось работы в школе, и их встречи перестали быть регулярными. Саша признается:
«До сих пор у меня ни с кем не было таких глубоких дружеских отношений. Когда я поняла, что уже не могу ездить к Тиме регулярно, я стала чувствовать, что совершаю предательство друга. Я приезжала и объясняла Тиме, искала себе замену, того, кто мог бы ездить к нему. А это не просто: Тима не будет открываться новому человеку сразу. Он долго присматривается. И если мы долго не видимся, ему нужно время, чтобы открыться вновь. И для меня до сих пор его объятия очень ценны. Он обнимает очень осознанно и редко».

И только мама Настя и сестра Оля имеют безлимитный доступ к объятиям чувствительного и ранимого Тимура: «он очень привязан к маме и своей семье. Любит обниматься, валяться с нами, любит Олю и их разговоры», — признается Настя. И, рассказав всю историю их жизненного пути, добавляет: «В общем, совершенно обычный необычный молодой человек».
26 марта 2024

Эйфория или эпилепсия? «Фиолетовый день»: история мамы с эпилепсией

Каждый год 26 марта в День больных эпилепсией мы публикуем факты об этом коварном заболевании
1 марта 2024

Будущее без ПНИ: какие проекты сопровождаемого проживания для людей с ТМНР вдохновили нас и проложили путь к «Усадьбе»

Через 4 года мы планируем построить и запустить в работу центр дневной занятости и сопровождаемого проживания
23 января 2024

Наша ассоциация особых семей: это про близость и взаимосвязь

Люди, которые долго вместе, заняты одним делом, находятся в одном сплоченном коллективе, начинают друг друга чувствовать и понимать без слов
Мы собираем куки-файлы (cookies). Запретить обработку cookies можно в настройках вашего браузера.
Поддержите нас покупкой благотворительных сертификатов
на ozon.ru
на giftery.ru
Подпишитесь на рассылку с нашими новостями
Раскрасим жизнь вместе!
Ассоциация семей в поддержку людей с особенностями развития «Краски этого мира»
© 2024
Раскрасить жизнь просто!
О нас
Семьи
Проекты
Команда
Отчеты
Новости
СМИ о нас
Партнеры
Видео
Документы
Реквизиты
Контакты
Мерч
Хочу помочь
Мы Вконтакте
Мы в Телеграм
Мы в Яндекс.Дзене
Мы на YouTube