Через 4 года наши ребята закончат школу, и к этому времени мы планируем построить и запустить в работу центр дневной занятости и сопровождаемого проживания.
Об «Усадьбе» мы мечтали давно, но, прежде чем решиться на строительство чего-то своего, мы тщательно изучили подобные работающие проекты в России и заграницей. Такое погружение в разнообразный опыт помогает нам понять, как создать вариант сопровождаемого проживания, оптимальный именно для наших ребят. Сегодня поделимся с вами, какие из проектов нам особенно близки.
— Российские проекты сопровождаемого проживания
В России пока отсутствует гарантированная и массовая перспектива нормальной жизни для людей с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями развития), лишившихся опекуна в связи с болезнью или смертью родителей. Единственный предлагаемый государством вариант — помещение в психоневрологические интернаты (ПНИ) и нечеловеческие условия жизни. Другой способ — переложить ответственность за подопечного на родственников и надеяться на их крепкое здоровье и большой запас любви и терпения (а это — единичные случаи).
Изменить ситуацию могут проекты сопровождаемого проживания, которые начали активно развиваться в России усилиями лидеров благотворительной сферы, таких как Анна Битова, Мария Островская, Маргарита Урманчеева, Андрей Царев, Юрий Кац, Мария Львова-Белова и др. сравнительно недавно.
Сложность в том, что подобные формы помощи повзрослевшим людям с особыми потребностями не могут носить массовый характер: в каждом проекте участвует в среднем от 5 до 15 подопечных, в таком количестве их возможно обеспечить достаточным вниманием, уходом и поддержкой.
Как только проект становится большим, он теряет индивидуальный подход и выходит на «формальные рельсы», приближаясь, по сути, к ПНИ. А это совсем не та цель, которую преследуют создатели проектов сопровождаемого проживания. Их задача — обеспечить семейную атмосферу и потребности каждого подопечного в личном пространстве, занятиях по душе, качественной помощи. Объединение из 50 людей со специальными потребностями уже сложно назвать семьей, это больше напоминает группу, отделение или отряд в госучреждении.
Таким образом, чтобы устроить достойную жизнь «особым» взрослым, стране нужны не десятки, как сейчас, а тысячи проектов, обслуживающих не более 10–20 подопечных. Причем в каждом регионе и даже городе (особенно крупном, как Москва или Санкт-Петербург) должно быть не просто много таких проектов, они должны быть устроены по-разному, чтобы у человека с особыми потребностями, его родителей и/или опекунов был выбор — будь то жизнь в отдельной квартире, учреждении санаторного типа, в государственном или частном секторе.
На сегодняшний день в России работает всего несколько десятков проектов сопровождаемого проживания, созданных в разных городах, как правило, группами активных родителей для своих детей, реже — неравнодушными специалистами. В отдельных случаях удалось добиться частичной или полной поддержки государства.
Нам очень понравилось в «Доме Вероники» в Пензе. Это проект «Квартала Луи», который помогает молодым людям с инвалидностью жить полноценно, строит дома сопровождаемого проживания, дает возможности для самореализации, образования и трудоустройства. Один из принципов «Квартала Луи» — «ничего для нас без нас!» — говорит об уважении к личности и потребностям подопечного: с ним обязательно согласовывают все — от выбора обоев до составления образовательных программ.