Каждое занятие состоит из нескольких блоков. В начале урока ребятам показывают планшет с наклеенными карточками (визуальным расписанием), на них – картинки с изображением активностей, запланированных на сегодня. Когда моя шестилетняя дочь Марианна приходила в клуб, она очень хотела отрывать карточки наряду с «красочными» ребятами. В целом в этом и состоит идея подобных мероприятий – объединить ребят с разными возможностями в пространстве общего дела, когда все видят, насколько мир разнообразен, и всем интересно. Для ребят с нарушениями зрения педагоги создают тактильное расписание: работа клуба направлена на то, чтобы всем было понятно и комфортно.
В расписании каждой такой встречи есть приветствие-знакомство, где каждый называет свое имя доступным ему способом: голосом, карточкой или с помощью «говорящей» кнопки. Далее идут всевозможные мастер-классы, которые проводят опытные преподаватели – это может быть и кулинария (например, приготовление салатов), и рисование, и лепка, и аппликация, и валяние, и создание свечей из вощины, – а еще бывает музыкальная пауза. Классические и современные мелодии в живом исполнении звучат для всех, и вызывают разные эмоции у ребят. Кому-то нравится, а кто-то, например, Гоша, грустит, когда педагог Вероника играет на скрипке, зато он обожает песни под гитару от 14-летнего Саши, другого особого подростка.
Все это помогает ребятам определять свои эмоции и давать им место. В интегративном клубе каждый юный участник честно делится своими переживаниями и радостями, есть даже специальные карточки: понравилось или нет. И если что-то не понравилось – это совершенно нормально. Такая практика полезна всем детям без исключения: наблюдать за собой и позволять себе весь спектр эмоций и чувств в принимающем и понимающем окружении.
Обязательный блок на каждом занятии посвящен братьям нашим меньшим. Сотрудники зоопарка приносят в класс компактных по размерам животных, птиц, насекомых, которых можно рассмотреть, часто – погладить и поизучать со всех сторон. И каждый раз это восторг для всех присутствующих: и взрослых, и детей. За время существования клуба в гостях у ребят неоднократно побывали полоз, кролик, гусь, крыса, хорек, летучая мышь, петух, черепаха, ящер сцинк, мадагаскарские тараканы и многие другие представители мировой фауны. Педагоги зоопарка подробно и увлекательно рассказывают о каждом питомце, его среде обитания, пищевых привычках, строении тела и других особенностях.
Светлана, мама одной из постоянных посетительниц интегративного клуба Ксюши, признается:
«Для меня занятия в зоопарке – это возможность общения с близкими по духу людьми, обмен эмоциями, радость. Я очень люблю животных, и каждый раз с удовольствием с ними общаюсь».
Сама Ксения согласна с мамой и добавляет от души:
«Встречи в зоопарке дают мне радость и возможность общаться. «Краски» для меня – это целая вселенная».
А один из самых верных поклонников клуба – Гоша – завел своих любимчиков среди животных и проникся заданием на изучение разных частей тела обитателей зоопарка.
«Он любит тех животных, которых разрешают гладить и трогать. В этом году старалась обращать его внимание на спины животных, так как он сам выбрал эту часть для наблюдений. К концу года из этого вышла целая тетрадка с описаниями животных, которых показывали нам на занятиях, которых мы видели в зоопарке и в книжках. Мы искали все, что имело отношение к спине. Технически это происходит так: я записываю его впечатления, пишу текст печатными буквами и простым карандашом, распечатываю подходящие фото и вклеиваю их, он обводит текст толстыми цветными карандашами, читает дома пару раз. И на распорядке дня «Круг, беседа» в зоопарке зачитывает эти листочки», – объясняет Наталья, бабушка Гоши.
Миша Хандажинский, подопечный «Красок этого мира», талантливый художник и по совместительству преданный участник клуба, набирается впечатлений на занятиях и создает яркие картины с изображением животных, которых он увидел в зоопарке. Эти работы составляют важную часть выставок, которых у Миши было уже несколько, в том числе в Доме Клюева, особняке на территории Московского зоопарка. Иногда Миша с помощью педагога делает зарисовки прямо в классе – у него, как и у всех постоянных участников, есть большая тетрадка с заметками, аппликациями и рисунками по мотивам клубных встреч.
Еще одна важная часть занятий – настольные игры. Как правильно, их подбирают по уровню сложности в зависимости от состава участников. Это могут быть самые простые игры, где главное действие – бросать кубик, бывают игры посложнее. У Гоши, например, есть свои предпочтения. По словам Натальи,
«Он любит играть в ферму и активного кота-мышелова, в других играх ему не хватает терпения дождаться следующего хода, и он часто уходит. Любит еще собирать знакомые пазлы с машинками, сам достает их из шкафа и играет один».
В конце урока обязательно чаепитие и завершающий круг, часто при свечах, которые завораживают ребят и помогают настроиться на душевное общение. Все присутствующие делятся впечатлениями, слушают друг друга, общаются и чувствуют себя одной командой. Моя Марианна, например, подружилась с Гошей. Он читал ей стихи и шутил над ней. А она, 6-летняя девочка, спокойно и радостно контактировала с ним и другими участниками встречи, абсолютно принимая все особенности одногруппников. И это была настоящая инклюзия – когда всем комфортно в одной среде рядом друг с другом. Если дети привыкают к тому, что все люди – очень разные, вырастая, они могут адекватно воспринимать непохожесть другого, умеют общаться и помогать, становятся более отзывчивыми и понимающими. Бабушка Гоши радуется такому разнообразию возможностей для внука.
«Эти занятия дают ощущение времени, которое Гоша почти не осознает. Он встречается с понимающими его людьми и принимающими его таким, какой он есть. Большая польза – от расписания, ритма внутри, хотя дается ему непросто, так как он как кошка, которая гуляет сама по себе. И, конечно, опыт взаимодействия с разными людьми и животными тренирует его социальные навыки, с которыми все непросто. Гоше очень любит, когда на занятия приходит сопровождающий Дима или мама Наташа с «красочным» Ильей, и тогда он прямо ждет, когда надо будет помогать с подъемником. Нравится смотреть, как поднимают ребят на колясках в машины», – рассказывает Наталья, бабушка Гоши.
Со временем клуб стал популярным, и количество желающих его посещать выросло настолько, что пришлось создавать отдельную младшую группу. Теперь записываться на занятия лучше заранее, потому что количество мест в помещении ограничено. Перед тем, как приехать на занятия, родители заполняют подробную анкету, где рассказывают об особенностях ребенка, его ограничениях, аллергиях, предпочтениях, нюансах поведения, страхах и интересах – это помогает делать занятие интересным и комфортным для всех посетителей. Все заявки обрабатывает администратор и мама «красочной» Алены Наташа Лохманова. Она помогает собрать участников и выстроить образовательный и развлекательный маршрут каждой встречи клуба.
С малышами дошкольного и младшешкольного возраста педагоги занимаются один раз в неделю, ребята постарше приходят два раза в неделю. Все встречи проводятся бесплатно, и записаться на них может любой желающий.
Занятия «красочного» клуба в Московском зоопарке – это реальный пример интеграции детей и подростков с особенностями развития, удивительно уютное и гостеприимное пространство, где взрослые и дети учатся принимать других.
Мы ждем вас в нашем интегративном клубе: здесь каждый раз очень интересно, ни одно занятие не повторяется.