Коммуникация, керамика, физкультура: достижения «красочных» ребят в школе
Миша, наш «красочный» художник и очень талантливый ученик, весь год продолжал осваивать программу русского языка и тренировался печатать слова с помощью планшета. Это расширяет его возможности общения и обратной связи с миром.
Саша научилась составлять просьбы с помощью карточек Pecs и начала делать это не только в школе, но и дома! Упорные занятия с логопедом Региной и учителем-дефектологом Катей дали ощутимый результат, Саша стала сама проявлять инициативу в общении карточками. Теперь она может «сказать» не только «Я хочу колбасу!», но и попросить отдохнуть, послушать музыку или поиграть в любимую игрушку. А еще – и это потрясающий результат – Саша освоила игру на укулеле (бой по струнам) и сама зажимает лады, отмеченные цветом. Этому ее научила музыкальный педагог Соня.
Настя не пользуется зрением, но за год она стала увереннее работать с кнопками «да» и «нет», отвечать с их помощью на вопросы, научилась выбирать из двух предметов тот, который нравится или нужен, и тоже учится играть на укулеле.
Настя учится играть на укулеле
Алиса к концу года стала уверенно составлять из карточек Pecs предложения и называть не только желаемый предмет, но и его свойства – красный, квадратный, холодный и так далее.
Мирон стал намного четче доносить свои просьбы до взрослых с помощью жестов и, наконец, прикоснулся к миру карточек Pecs. Он может поздороваться, попроситься на перерыв, сказать, что ему некомфортно или, наоборот, показать радость. На общем круге Мирон правильно выбирает среди карточек свою фотографию и фото Лены, своей сопровождающей, а также активно участвует в играх и выполняет задания. Кроме того, учителя керамики отмечают успехи Мирона в работе на гончарном круге. В бытовых навыках он тоже продвинулся, например, научился надевать некоторые предметы одежды без помощи взрослых.
Илья теперь не расстается с коммуникативным альбомом и при любом удобном случае «тренирует просьбу». А после занятий адаптивной физкультурой с инструктором Петром он стал сильнее: теперь он может сам крутить колеса и проехать на коляске небольшое расстояние, если впереди интересная цель.
Аня существенно улучшила навыки коммуникации через айтрекер . Она не говорит, и ей трудно донести до окружающих свои желания и чувства, например, сказать, что болит спина от долгого сидения в коляске и надо прилечь, или выбрать на уроке керамики цвет глазури, а на уроке музыки – инструмент. О своих потребностях она сообщает взглядом – указывает на нужный ответ или фразу на экране компьютера. Это непростой навык, требующий тренировки и помощи взрослых. За 9 класс Аня увеличила скорость ответа, стала выносливее, и теперь ей намного легче получать желаемое, озвучивая свой выбор через программу LINKa. А ещё Аня обнаружила в себе талант керамиста: ее работы из глины получаются изящными и гармоничными.
Педагог по физкультуре и адаптивной гимнастике Таня научила Сашу, Алису и Мирона лучше двигаться и даже немного танцевать.
А вместе с учителем-дефектологом Сашей наши дети варят себе какао, макароны и пельмени, заваривают чай, намазывают мягкий сыр на хлеб и учатся самообслуживанию.
По видеозаписям и протоколам уроков учителя и родители отслеживают прогресс, и у «красочных» ребят разница между «было-стало» очевидна. А родители за этот год еще больше сблизились и обрели поддержку в заботе о своих особых детях.
Мирон работает на гончарном круге
Школы-друзья: что думают учителя и родители о помощи «красочным» детям 1 сентября
Организовать такую плодотворную учебу для особых подростков нам помогли школы-друзья, для которых участие в акции «Красочные цветы» стало доброй традицией.
Мы попросили нескольких участников акции рассказать, что дает этот проект ученикам, их родителям, педагогам и руководителям школ.
Марина Рогач, советник директора по воспитанию в частной школе «Олимп-плюс», считает, что благотворительная акция помогает ученикам школы видеть мир шире и развивает эмпатию:
«Одной из ценностей школы является развитие, а добровольная помощь другим людям помогает детям учиться ценить добро и заботу о нуждающихся.
Для нас важно развивать у детей эмпатию и чувствительность к чужим проблемам и стремление оказать посильную помощь.
Знакомство с различными социальными группами и ситуациями, отличающимися от их привычного образа жизни, обогащает внутренний мир ребёнка, делает его более открытым миру и готовым помогать окружающим.
Сотрудничество с «Красками этого мира» становится важным элементом социализации и личностного роста наших детей. Участие в акции «Красочные цветы» дает нам возможность показать ученикам, как можно реально помогать тем, кто нуждается. Каждый год мы знакомим детей с разными благотворительными организациями, рассказываем, на что направлена их деятельность, а также вместе выбираем, кому помочь средствами, которые выручаем на благотворительной ярмарке».
Миша отвечает на вопрос с помощью планшета и кнопок-коммуникаторов
Родители и учителя частной школы «Золотое сечение» солидарны в том, что первого сентября важно дарить не только подарки учителям, но и возможность учиться тем, кому это нужно.
«Школа «Золотое сечение» уже не один год принимает участие в разных благотворительных проектах. В 2024 учебном году мы решили организовать сбор средств для ребят с тяжелыми множественными нарушениями развития. Несмотря на такие недуги, эти дети учатся в школе, творят, создают, рисуют и преодолевают!
Нам важно, чтобы наши золотосеченцы росли неравнодушными, думающими не только о себе и своих желаниях и могли бы поддерживать, протягивать руку помощи, особенно ребятам, которые делают невозможное в их очень непростой жизни.
А еще ценно, что рядом с ними неравнодушные люди из ассоциации «Краски этого мира». И мы восхищаемся внутренней красотой и силой этих людей!» – рассказывает Дина Григорьевна Шехтман, директор по развитию и внутренней политике, учредитель школы «Золотое сечение».
В Школе №56 имени академика В.А. Легасова ребята с аутизмом учатся вместе с нормотипичными детьми, которые не понаслышке знают, что такое помощь и взаимопонимание. Педагог начальных классов Вера Сергеевна Арефьева делится своим опытом участия в акции «Красочные цветы» и рассуждает о пользе таких акций для своих учеников:
«Для нашей школы и для меня лично очень важно, чтобы у всех детей была возможность реализовать себя. Каждый имеет право на полноценную интересную жизнь, полную событий, впечатлений, эмоций и друзей как среди сверстников, так и среди взрослых, поэтому мы с большим удовольствием готовы помочь всем, кто в этом нуждается.
А еще как учитель начальных классов я очень хорошо понимаю, что именно в том возрасте, в котором находятся сейчас мои ребята, очень важно не только на словах, но и на деле научить их смотреть на мир с широко открытыми глазами и видеть, что рядом те, для кого их помощь, внимание, общение необходимы. Это и одинокие пенсионеры, для которых мы с ребятами делаем открытки к разным праздникам, и дети с нарушениями развития, которым нужна наша помощь, животные, которые оказались в приюте.
Помогая другим, мы помогаем и себе понять и оценить свое место в обществе».
К голосу учителей и сотрудников школ присоединяются и родители. Для них акция «Красочные цветы» стала поводом к душевным беседам со своими детьми, обсуждению тем, связанных с жизнью в обществе, добротой и хорошими поступками, и сближению в общем деле помощи ближнему.
«Для нас участие в этой акции - хороший повод поговорить с сыном на сложные темы. Считаю, что с детства нужно приучать помогать тем, кто оказался в сложной ситуации. В целом, наши дети мало знают о том, что у кого-то может быть всё не так радужно. «Красочные цветы» - хороший пример, что благотворительность - это легко: от тебя требуется мало усилий, но даже такая малость, как отказ от букета, может помочь кому-то», поделилась Александра Кузнецова, мама ученика 3 «В» класса МАОУ Школа №1 г. Долгопрудный.
Илья ищет нужную карточку в коммуникативном альбоме
Ольга Карнаухова, еще одна мама из этого класса, рассказывает о том, почему 1 сентября решили помочь именно «Краскам этого мира»:
«Считаю, что в период таких массовых благотворительных акций особенно важно обратить внимание на небольшие фонды.
Почему мы поддержали «Краски этого мира»? Это как раз маленькая ассоциация, и, открыв ее сайт пару раз, ты уже знаешь подопечных детишек в лицо, читаешь их историю, и хочется помочь каждому из них. Хочется, чтобы у каждого ребенка была возможность познавать мир, учиться и просто радоваться жизни. Ведь разве не этого мы желаем всем детям? Чтобы мир был к ним добр, чтобы они могли учиться, открывать для себя новое, просто смеяться и чувствовать, что их любят.
Участвуя в акции «Красочные цветы», мы вкладываем в этот мир капельку тепла. И самое прекрасное — мы учим своих детей помогать по возможности тем, кому плохо.»
В ГБОУ Школа 1540 (Московской технологической школы ОРТ) родители объединились в клуб, и с радостью задают детям позитивное настроение на весь учебный год, участвуя в акции «Красочные цветы».
«Это удачный способ потратить деньги, которые были подготовлены на цветы к 1 сентября, на то, что действительно требуется: помощь реальным людям. Цветы простоят несколько дней и завянут вместе с остальными, оставив о себе мимолетное воспоминание, в то время как деньги, направленные на благотворительность, действительно могут изменить чью-то жизнь и сделать ежедневную борьбу чуть легче.
Участие в подобных акциях показывает прекрасный пример для наших детей, которые видят, что помощь нуждающимся - это не просто слова, а реальные дела и важная часть нашей жизни. Прекрасный пример со стороны родителей.
Благодарим ассоциацию «Краски этого мира» за то, что вы делаете, и желаем успехов в этой нелегкой и важной работе!» – говорит Александр Карп, директор АНО «Родители и выпускники школы ОРТ - детям» и куратор Родительского клуба ОРТ.
Алиса составляет предложение с помощью карточек Pecs