Школа
Именно школа в свое время стала поводом для объединения семей сообщества «Краски этого мира». Большинство наших ребят как раз подходили к школьному возрасту, и все родители были всерьез озабочены поиском школы, которая возьмет их на очную (а не надомную) форму обучения.

После длительных поисков и переговоров, школа была найдена. 1 сентября 2016 года на базе ГБОУ СОШ 1206 и при поддержке Фонда «Со-единение» был набран 1 «М» класс, где вместе начали учиться наши дети! Сейчас это специальный класс, в котором по индивидуальным образовательным программам 3 раза в неделю учатся 9 ребят с ТМНР.

Наша школа — редчайший пример сотрудничества педагогов и родителей в интересах детей. Круг изучаемых ребятами дисциплин полностью соответствует государственным СИПРам (специальная индивидуальная программа развития) и включает: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир, домоводство (самообслуживание), музыка и движение, адаптивная физкультура и др.

При этом содержание каждого урока максимально адаптировано под актуальные возможности и реальные нужды конкретного ребенка. Так, урок «окружающий мир» для незрячего ребенка с ТМНР может заключаться в изучении школьного пространства во время путешествия по школе на коляске вместе с педагогом. А урок «человек» для него же — в обучении переодеванию из школьной одежды в уличную. То, что звучит совершенно обыденно для обычного человека, представляет для многих детей с ТМНР важнейшие в жизни знания и навыки. Именно этому, мы считаем, и должна учить наших детей школа.

У ребят есть не только индивидуальные занятия со специалистами (как это часто бывает в коррекционных учебных заведениях), но и групповые уроки: музыка, кулинария, окружающий мир и др. Особая «фишка» нашей школы — это урок «валялки» (по-научному «коммуникация в свободной игре»). В конце учебного дня все ребята укладываются на маты в спортзале и свободно (почти без посредничества педагогов) играют и общаются друг с другом. И это тоже своеобразный феномен, поскольку мышление ребенка с ТМНР зачастую устроено таким образом, что ему сложно заметить другого ребенка, особенно если это тоже ребенок с ТМНР, а не взрослый — родитель или профессионал, знающий как добиться успеха в этом общении. На этом уроке ребята не просто замечают друг друга, но и очень любопытным образом общаются (учитывая, что почти никто из них не владеет речью), играют вместе.

Индивидуальной является не только программа, но и расписание занятий для каждого ребенка. Оно корректируется перед каждым учебным днем, чтобы учесть состояние здоровья, особенности маршрута до школы и другие обстоятельства жизни ребят.

Наш класс размещается в здании Ресурсного центра «Ясенева поляна» академии «Со-единение». Это очень уютное новое здание, соответствующее всем нормам доступности среды и максимально адаптированное во всех аспектах под людей с инвалидностью.

Благодаря этой поддержке Фонда «Со-единение» наши ребята имеют возможность заниматься в столярной, свечной и керамической мастерской с замечательными педагогами Фонда. Это не просто важный и интересный сенсорный и творческий опыт для ребят, но возможно, и знакомство с будущей профессией для кого-то из них.

Команда специалистов, работающих с ребятами в школе, включает учителей-дефектологов, психологов и нейропсихологов, музыкальных и творческих педагогов и обязательно физических терапевтов и специалистов по адаптивной физкультуре.

Огромное значение уделяется грамотной организации среды и подбору технических средств реабилитации для ребят: специалисты подбирают для каждого ребенка именно ему подходящую коляску, вертикализатор или ходунки, которые смогут обеспечать максимально удобную и полезную для ребенка позу, что будет способствовать концентрации на учебном процессе.

Отдельное внимание в школе мы уделяем альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). У большинства ребят речь совсем отсутствует или развита слабо. Мы подбираем каждому ребенку максимально подходящие ему средства и методы АДК — обучаем языку жестов, используем коммуникативные кнопки и планшеты. «Счастье — это когда тебя понимают!»

Почти сразу после поступления ребят в 1 класс мы занялись подбором тьюторов для сопровождения каждого из них в школе. То, что каждому из них нужен такой сопровождающий, не вызывало сомнения. Но почему, спросите вы, этим сопровождающим не может быть мама, папа или бабушка? Потому что каждому, абсолютно каждому человеку, с особенностями развития или без, нужно хоть немного личного пространства. И обычный ребенок (и тем более подросток), отправляясь в школу, знает, что там его ждет своя, хотя бы на несколько часов в день отдельная от родителей жизнь. И, что не маловажно, родители тоже, отпуская ребенка в школу, могут заняться своей собственной работой, неотложными делами или просто выдохнуть.

Мы очень гордимся нашим школьным проектом и благодарим всех, кто помогает нам в его осуществлении. У ребят есть интересная и насыщенная, настоящая школьная жизнь. У специалистов и тьюторов — поле для профессионального роста. А у родителей — место, которому они безоговорочно доверяют своих детей на несколько часов трижды в неделю.

Дополнительный набор в школьный проект не проводится.
Поддержать проект
Мы собираем куки-файлы (cookies). Запретить обработку cookies можно в настройках вашего браузера.
Ассоциация семей в поддержку людей с особенностями развития «Краски этого мира»
О нас
Семьи
Проекты
Команда
Контакты
СМИ о нас
Партнеры
Видео
Отчеты
Документы
Реквизиты
Мерч
Хочу помочь
Подпишитесь на рассылку с нашими новостями
© 2025
Раскрасить жизнь просто!